Истоки рококо в живописи
Восемнадцатое столетие — это век Просвещения. Само демократическое просветительское движение охватывает лишь тридцатилетие перед началом Великой французской буржуазной революции. Культуре Просвещения предшествовала культура рококо, истоки которой прослеживаются в эпохе Регентства, во времена правления Филиппа Орлеанского.
Антуан Ватто (1684—1721) — французский живописец. Он — один из основоположников стиля рококо. Он создал новое направление в живописи — «галантные празднества». К ним относится «Остров Цитеры» (1717), за эту картину Антуан Ватто получил звание члена Королевской Академии живописи и скульптуры.
Картина представляет собой изображение мифического острова с храмом Венеры, где царят абсолютное безделье, флирт, вечные забавы и праздники. Все мужчины весьма тактичны, а женщины величавы и беспутны. В этой идиллии есть намек на призрачность земного счастья, на переизбыток наслаждениями. Принято считать, что Антуан Ватто нанес на это мифологическое основание один из мотивов сюжета известной в те годы комедии Ф. Данкура «Три кузины».
Костюмы персонажей «галантного празднества» играют большую роль, ибо именно они придают определённую эмоциональную выразительность образам. Цвета на картинах приглушенные, краска нанесена тонким слоем. Формы больше намечены, нежели обрисованы.
Остров Цитеры – остров любви, куда, согласно преданию, из вод после своего рождения вышла богиня Венера. Ватто переносит своих героев в несуществующий мир, к которому они так стремятся.
«Картина Ватто – это путешествие по островам любви, куда никому из нас нет возврата», - именно так говорил русский поэт Вячеслав Иванов.
Интерьер рококо
Данный стиль в интерьере появился в середине восемнадцатого века как продолжение развития стиля барокко. Самый популярный узор в рококо — это завиток, напоминающий своей формой ушную раковину.
Характерными признаками данного стиля являются:
- общая цветовая палитра, которая содержит в себе сочетание нежных пастельных оттенков с белым цветом и позолотой;
- преобладание лепных элементов;
- декоративное оформление каждого сантиметра поверхности узорами, вышивкой, мозаикой, лепниной;
- интерьеры рококо наполняют мебелью ручной работы, художественной резьбой, инкрустацией;
- использование многослойного дорогого текстиля.
При формировании пространства помещения необходимо учесть некоторые важные факторы:
- равномерное размещение многочисленных предметов декора по всей комнате;
- планирование общего вида при отделке потолка и стен с добавлением свойственных элементов орнамента;
- использование узоров на тканях и стенах, витиеватых роскошных люстр и зеркал для подчеркивания стиля.
Различают следующие узоры стиля: раковина, картуш, ангел, цветочный мотив.
В мебели прослеживается полное отсутствие прямых линий. Резьба имеет не самое главное значение, уступая первое место бронзовым накладкам. Поверхность мебели вначале обрабатывается цветными лаками, после чего декорируется бронзовыми накладками и резьбой с позолотой. Характерной мебелью для стиля рококо являются комоды и секретеры, посему их наличие является достаточно важным фактором при оформлении помещения в этом стиле.
Живописные пасторали Франсуа Буше
Франсуа Буше (1703–1770) – известный французский декоратор, придворный художник Людовика XV. Главным жанром его полотен были пасторали – безмятежные картины «пастушеской» жизни с оттенком эротики. Главным центром становились милые пастушки, которые были одеты в бальные платья. Они сидели у ручьев, среди цветов, слушая серенады, которые исполнялись на флейтах пастушками.
Другой излюбленной темой Буше была фривольная мифология. Образ Аполлона уступил место Венере, сила и героика – нежности и расслабленности. Традиционная куртуазность Средних веков измельчала, на смену недосягаемому пришло доступное и пикантное. Венера стала центром каждой картины, при этом она воспринималась как нежная полураздетая прелестница в юном возрасте, а не как богиня. Венера купающаяся, Венера засыпающая, Венера с Амуром, Венера с Адонисом, Венера с Марсом, вакханки, амуры – всё это появлялось в живописи Буше в сотнях вариантов.
Подстать прихотливым интерьерам рококо были музыкальные «багатели» Франсуа Куперена (1668–1733), созданные для клавесина. Его изысканные пьесы «Маленькие ветряные мельницы», «Таинственные преграды» представляют собой череду быстрых мгновений, что уподобляет музыку светской беседе. Каждая нота украшена мелизмами – изысканными мелодическими фигурами, например, трелями, чтобы сухой и отрывистый звук клавесина зазвучал плавно и роскошно, точно отливая серебром.
Эти «безделицы», предназначенные для отдыха и приятного времяпровождения, были в духе рококо, они полны игривых намеков. Клавесин виртуозно воссоздавал розовые нарядные ленты и кремовую пену филигранных кружев, украшавших платье хорошенькой капризницы (Куперен называл их «таинственными преградами»). Робкие вздохи мелодии вызывали сентиментальные грезы, мечтания увлеченной души и вместе с тем четкое желание преодолеть все существующие преграды.
Рококо получило статус изысканного, но одного из самых легковесных и мимолетных стилей в истории искусства. Стиль рококо позволил в игривой и приятной форме поднять серьезных проблемы морали и философии, довести до большой аудитории самые громкие демократические идеи.